Лексическая тема: Зима.
Зимние изменения в природе
Рассмотреть с детьми зимние картинки
и побеседовать о наступившем времени года. Помогите выучить последовательность
смены времен года и запомнить названия зимних месяцев. Понаблюдать из окна за зимними изменениями в природе: как одеты люди,
чем покрыта вся земля, как дуют ветры, как изменились деревья и т.д.
Запомнить приметы зимы:
Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
Стало холодно, на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
Люди надели тёплую зимнюю одежду и обувь.
1. Мимические упражнения.
Выразить мимикой эмоциональное
состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому снегу, ежимся от
холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную
погоду.
2.Артикуляционные
упражнения.
- для губ, языка и щек:
«Сосулька». Открыть
рот. Высунуть «острый» язык как можно дальше. Удерживать под счет до 6.
«Санки-ледянки». Сделать язык
«чашечкой». Удерживать под счет до 10.
«Горка для спуска».
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка
«горочкой». Удерживать под счет до 10.
«Ураганный ветер
открывает и закрывает форточку». Рот открыть. Язык высунут
изо рта. Поднимать и опускать кончик языка под счет до 10.
«Снеговики радуются
снегу и морозу». Надуть щеки, веселое выражение лица.
«Грустные снеговики». Опустить уголки губ вниз.
- упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
«Вьюга». Круговые
движения нижней челюсти (рисуем букву «О»).
«Падает снег». Медленно открываем и закрываем рот. Язык лежит на дне ротовой полости.
3.Упражнение на дыхание.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох
носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая
воздушная струя. Повторить 4 - 6 раз.
«Сдуй
снежинку». Сделать вдох через нос, немного
высунь широкий язык и положить его на нижнюю губу и, как бы произнося долгий
звук [Ф-Ф-Ф], сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори несколько
раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» (ватным комочком) на все большее
расстояние.
4. Пальчиковая гимнастика:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают
пальчики по одному, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят»,
меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят
пальчиком)
Раз – подбросим. (Смотрят
вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (Приседают,
ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (Встают,
роняют воображаемый снежок)
И …сломаем. (Топают)
5. Лексико-грамматические
категории.
- Игра «Назови ласково». Упражнять в образовании
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: снег, - …, холод - …, шуба
- …, пуховик - …, горка - …, мороз- …, санки - …, ночь - …, лед - …, солнце -
…, зима - …, звезда - …, метель - … и
т.д.
-
Игра «Один – много». Упражнять в образовании
существительных множественного числа в именительном падеже. Например: снежинка
– снежинки. Шапка -…, валенок - …, горка - …, мороз -…, след - …, ветер -…,
вьюга - … и т.д.
-
Игра «Какая? Какой?».
Формировать умение согласовывать прилагательные с
существительными в форме единственного числа Именительного падежа.
Зима какая? - … (холодная, морозная, снежная, долгая и
т.д.)
Снег какой? - … (белый, пушистый, легкий, скрипучий и т.д.)
Лед какой? - … (холодный,
прозрачный, твердый, скользкий и т.д.)
Мороз какой? - … (зимний, крепкий, суровый и т.д.)
6. Связная речь.
- Выучить с детьми загадку:
Что за звёздочки такие на пальто и на платке -
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке?
(Снежинки)
- Игра «Подскажи словечко. Дети должны
закончить строчку подходящим по значению словом:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Комментариев нет:
Отправить комментарий