суббота, 12 марта 2022 г.

 

Тема: Звуки [л], [л`].  Буква Л.

 Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы».

Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Сад позади дома. Что впереди? 

 Характеристика звука [л]»:  звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синяя фишка.

 Характеристика звука [л`]»:  согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленая фишка.

 

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [л]»:

 л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

 

Повторить за взрослым цепочку слов.

Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.

 

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [л']»:

 ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

 

Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

 

Дифференциация звуков [л] — [л`].

Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [л]»: л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

 

Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([л] — [л']), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

 

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [л] и [л]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

 

Заменить звук [л] на звук [л'] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ..., полка — ...

Знакомство с буквой Л.

1. Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман

2. Алфавит продолжит наш.

Буква Л – лесной шалаш.

- На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

 

 Игры с буквой.

Выложить букву Л из счетных палочек, пуговиц;  написать буквы, слоги на крупе под диктовку.

 

Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, запись печатными буквами слов под диктовку, чтение: стол, стул, полка, лисы.

 

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила — липа, мала — лама, скала — ласка.

 

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

 У Лады кукла. Лада мыла куклу. Лада мыла куклу в тазу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Артикуляционная гимнастика Звуки «р», «рь»   Для губ   •       Чередование «Улыбка» - «Трубочка» •       Опустить нижнюю губу,...