понедельник, 18 марта 2024 г.

 

Тема: Звуки [р], [р`].  Буква Р.

 

Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?»

Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.

Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

 

Характеристика звука [р]: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синяя фишка.

 

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [р]»: р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

 

Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

 

Вспомнить как можно больше слов со звуком [р] по заданному первому слогу:

РА: -кушка, -ма...;

РО: -за, -ща...;

РУ: -ка, -чей...;

РЫ: -ба, -бак...

 

Знакомство со звуком [р'].

Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?

 

Характеристика звука [р]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленая фишка.

 

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [р']»: рь, мь, рь, дь.„; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик...

 

Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).

В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь. Директору помогает... секретарь.

В каких словах встречается два звука [р']? Где он стоит в слове?

 

Закончить слово нужным звуком ([р] — [р`]): топо..., фона..., забо..., буква...

 

Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [р] и [р]):

корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.

 

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [р] и [р']).

 

Знакомство с буквой Р.

1. Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме. О. Гофман

2. Ручка круглая у трости,

Трость для деда сделал Костя.

На что еще похожа буква Р? 

 

Игры с буквой.

Выложить букву Р из счетных палочек, пуговиц;  написать буквы, слоги на крупе под диктовку.

 

Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку:

Рубаха, радуга, рис.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Тема: Звук [й].   Буква Й.   Дидактическое упражнение «Как правильно?». Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телег...