Тема: Звуки [с] - [с`]. Буква С.
Знакомство со звуком [с].
Прослушать скороговорку (звук [с] произносится взрослым утрированно). Какой
звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Характеристика звука [с].
Звук [с] петь нельзя, т. к. зубки создают преграду воздуху. Этот звук —
согласный, глухой (горлышко «молчит»), твердый, обозначаем звук [с] синей фишкой.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [с]»:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня,
Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
Повторить за взрослым серию слогов:
са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты;
аст-ост-уст-ист.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
«Найди лишнее слово в ряду»
(по месту
звука [с] в слове)
санки, сова, лес,
суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
«Назови посуду»
Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии
которых есть звук [с].
Объяснить назначение каждого предмета: самовар,
сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница,
салатница.
Дидактическое упражнение «Объясни значение слов,
назови место звука [с] в этих словах».
В каком слове звук [с] встречался два раза?
Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос —
..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ...
Дидактическое упражнение «Назови на [с]»
(подобрать как можно больше слов с данным звуком)
Знакомство со звуком [с’].
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленая
фишка.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [с’]»:
сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима,
синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
Повторить за взрослым и запомнить ряд слов.
Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито, сетка.
Дидактическое упражнение «Назови на [с`]»
(подобрать как можно больше слов с данным звуком)
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание
на появление звука [c’] в образованном слове):
нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо
— ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...
Знакомство с буквой С.
1. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис на домом.
2. Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
- На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Игры с буквой.
Выложить букву С из
счетных палочек, пуговиц; написать
буквы, слоги на крупе под диктовку.
Звуко-слоговой анализ слов, составление схем;
выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение,
списывание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий