понедельник, 4 декабря 2023 г.

 

Тема: Звуки [с] - [с`]. Буква С.

 

Знакомство со звуком [с].

Прослушать скороговорку (звук [с] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки — скок, Саньку — с ног,

Сонька — бух в сугроб!

 

Характеристика звука [с].

Звук [с] петь нельзя, т. к. зубки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, глухой (горлышко «молчит»),  твердый, обозначаем звук [с] синей фишкой.


Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [с]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

 

Повторить за взрослым серию слогов:

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

 

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,

На крыше — суп да ложки. (Стол)

 

«Найди лишнее слово в ряду»

 (по месту звука [с] в слове)

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

 

«Назови посуду»

Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [с].

Объяснить назначение каждого предмета: самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

 

Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [с] в этих словах».

В каком слове звук [с] встречался два раза?

Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ...

 

Дидактическое упражнение «Назови на [с]» 

(подобрать как можно больше слов с данным звуком)


Знакомство со звуком [с].

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленая фишка.

 

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [с]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

 

Повторить за взрослым и запомнить ряд слов.

Какой одинаковый звук во всех этих словах?

Синий, селедка, синица, сито, сетка.

Дидактическое упражнение «Назови на [с`]» 

(подобрать как можно больше слов с данным звуком)


Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [c] в образованном слове):

нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...

 

Знакомство с буквой С.

1. Полумесяц в небе темном

Буквой С повис на домом.

2. Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

- На что еще похожа буква С?

 

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

 

 Игры с буквой.

Выложить букву С из счетных палочек, пуговиц;  написать буквы, слоги на крупе под диктовку.

 

Звуко-слоговой анализ слов, составление схем;

выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Сима, сок, суп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Гимнастика для глаз (Интересная подборка упражнений для глаз, к сожалению, не знаю автора)   Понедельник Всю неделю по — порядку, ...